Пушкин  
Александр Сергеевич Пушкин
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие.»
О Пушкине
Биография
Хронология
Герб рода Пушкиных
Семья
Галерея
Памятники Пушкину
Поэмы
Евгений Онегин
Стихотворения 1813–1818
Стихотворения 1819–1822
Стихотворения 1823–1827
Стихотворения 1828–1829
Стихотворения 1830–1833
Стихотворения 1834–1836
Хронология поэзии
Стихотворения по алфавиту
Коллективные стихи
Проза
Повести Белкина
Драмы
Сказки
Заметки и афоризмы
Автобиографическая проза
Историческая проза
История Петра
История Пугачева
Письма
Деловые бумаги
Статьи и заметки
Публицистика
Переводы
Статьи о Пушкине
  Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина
  Бонди С.М. Поэмы Пушкина
  Бонди С.М. Сказки Пушкина
  Бонди С.М. Историко-литературные опыты Пушкина
  Бонди С.М. «Моцарт и Сальери»
  Бонди С.М. Памятник
  Брюсов В.Я. Почему должно изучать Пушкина?
  Брюсов В.Я. Медный всадник
  Булгаков С. Жребий Пушкина
  Булгаков С. Моцарт и Сальери
  Даль В.И. Воспоминания о Пушкине
  Достоевский Ф.М. Пушкин
  Мережковский Д. Пушкин
  Бонди С.М. Драматургия Пушкина
  … Часть 1
  … Часть 2
  … Часть 3
  … Часть 4
  … Часть 5
  … Часть 6
  … Часть 7
  … Часть 8
  … Часть 9
  … Часть 10
  … Часть 11
  … Часть 12
  … Часть 13
… Часть 14
  … Часть 15
  … Часть 16
  … Часть 17
  … Сноски
  Бонди С.М. Народный стих у Пушкина
  Бонди С.М. Пушкин и русский гекзаметр
  Бонди С.М. Рождение реализма в творчестве Пушкина
  В. Розанов. А.С. Пушкин
  В. Розанов. Кое-что новое о Пушкине
  В. Розанов. О Пушкинской Академии
  Розанов. Пушкин и Лермонтов
  Розанов. Пушкин в поэзии его современников
  Шестов. А.С. Пушкин
  Якубович Д. Пушкин в библиотеке Вольтера
  Устрялов Н.В. Гений веков
  Стефанов О. Мотивы совести и власти в произведениях Пушкина, Софокла и Шекспира
Стихи о Пушкине, Пушкину
Словарь миф. имен
Ссылки
 

Статьи » Бонди С.М. Драматургия Пушкина

14


«Маленькие трагедии», будучи в театральном отношении своего рода отступлением от большой дороги политической трагедии, особой лабораторией драматурга, в литературном отношении знаменуют новый и важный этап в творчестве Пушкина.

Этот период пушкинского творчества в науке не разработан как особый этап; в обычном представлении он сливается с предыдущим, с временем написания «Евгения Онегина», «Бориса Годунова», «Графа Нулина», под общей характеристикой реалистического периода художественной зрелости Пушкина, в отличие от молодого, романтического.

А между тем в произведениях конца 1820-х и 1830-х годов творчество Пушкина приобретает ряд совершенно новых черт, несвойственных ему ранее. В эпоху «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина» Пушкин стремится поэтически овладеть всей окружающей действительностью, реалистически отразить жизнь во всех ее прозаических чертах. Он впервые в русской литературе дает художественные образы русской природы, создает «энциклопедию русской жизни» в своем романе, стремится воспроизвести историческую эпоху «смутного времени» во всех конкретных, живых подробностях. К концу 1820-х годов задача, говоря грубо схематично, — преодоление условности и ограниченности «классицизма» и «романтизма» и создание реалистического метода в литературе — в общем была решена Пушкиным. Другие поэты по его следам разрабатывают этот метод, все расширяя его применение в новых и новых областях. Пушкин идет дальше. Не покидая основного реалистического подхода, он центр тяжести переносит теперь с воссоздания образов окружающей жизни и природы на углубление и обострение проблематики — философской, психологической и социальной. Он создает произведения, полные глубоких внутренних конфликтов, — «маленькие трагедии», «Тазит», «Медный всадник». Поставленные с необыкновенной резкостью и остротой психологические, исторические или философские проблемы развиваются в этих произведениях во всей трагической противоречивости. Пушкин не дает какого-либо разрешения этих конфликтов, моральной оценки их; он не говорит о правоте или виновности, ложности одной из сторон; его задача как будто только в том, чтобы со всей потрясающей художественной силой демонстрировать противоречивость, диалектичность любой избранной им исторической и социальной ситуации, психологического состояния, философского положения... В связи с этим изменяется и характер писаний Пушкина. Превосходные реалистические картины природы теряют значение самоцели, как это было в прошлом периоде, когда Пушкин широко рассыпал их, словно радуясь возможности превратить мусор обыденной жизни в золото поэзии. Теперь они уменьшаются в количестве и всегда занимают строго определенное идеологическим заданием место.

Для нового направления в творчестве Пушкина характерно обращение его к «мировым образам» — типам и мифам, живущим столетиями в мировой литературе, в творчестве различных авторов, обогащающих их все новыми чертами.

Пушкин вступает в поэтическое соревнование с гениями мировой литературы, давая свой вариант образов Фауста, Дон Жуана, Скупого, Русалки28. С этим связано и появление в произведениях данного периода фантастического элемента, совершенно немыслимого в вещах предыдущего периода. Фантастика (образы Мефистофеля, русалок, оживающей статуи Командора, Медного всадника) лишена у Пушкина всякого «мистического» оттенка, не имеет ничего общего с фантастикой Жуковского и немецких романтиков. Это чисто поэтическая фантастика. Фантастические образы живут в произведениях Пушкина как художественные символы, своего рода ожившие метафоры, конденсирующие громадное поэтическое, психологическое и идеологическое содержание.

Таковы самые общие черты последнего периода пушкинской поэзии. Нужно оговориться, что все это относится в основном только к стихотворной поэзии Пушкина. Одновременно с указанными поэмами и стихотворными драмами Пушкин создает в прозе «Капитанскую дочку» — прозаический аналог «Борису Годунову»29 — или «Повести Белкина», приближающиеся к характеру «онегинского» стиля, хотя и имеющие также много существенно отличных от него черт. Исключение составляют «Пиковая дама» да, пожалуй, «Египетские ночи».

Такое несовпадение развития стиля прозы и стихов у одного поэта — не единичный случай. Вспомним Лермонтова, который почти одновременно создавал шедевр реалистического стиля — «Героя нашего времени» и сугубо «романтические» поэмы «Демон» и «Мцыри».

Другая оговорка касается хронологической границы обоих периодов. Конечно, она не может быть точной и резко выраженной. Определение «конец 1820-х и 1830-е годы» имеет заведомо приблизительный характер. Несомненно, что оба стиля некоторое время сосуществовали у Пушкина. Так, одновременно с «маленькими трагедиями» написан «Домик в Коломне», целиком относящийся к «онегинскому» стилю (не говоря уже о самом «Евгении Онегине», над которым Пушкин работал в 1830 и даже в 1831 гг.); с другой стороны, «Сцена из Фауста» написана в 1825 году30.

Характерным представителем этого последнего периода в творчестве Пушкина является группа «Маленьких трагедий» и «Русалка».

Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я   
 

 
       Copyright © 2024 - AS-Pushkin.ru