7
В «Песнях западных славян» и примыкающих к ним по ритму нескольких стихотворениях (см. выше, с. 401) Пушкин создал особый размер типа дольника. В этом размере, как и в размерах русского классического стиха, ритмическая закономерность, распределение временных отношений проникает весь текст до мельчайшей доли, отдельного слога. Другие образцы народного стиха у Пушкина, по-видимому, построены совершенно иначе. Остановимся на тех стихотворениях Пушкина, которые по форме своей, по своему стиху ближе всего подходят к народной песне, являются в большинстве случаев явным подражанием этой песне, а иногда, может быть, представляют собой простую обработку подлинных песенных текстов. Эти стихотворения следующие: отрывок «Как жениться задумал царский арап», «Что не конский топ, не людская молвь», «Ходил Стенька Разин» (оба из цикла «Песен о Стеньке Разине»), написанный народным стихом отрывок сцены из «Русалки» «Княгиня, княгинюшка...», отрывок «Не видала ль, девица...», начало «Сказки о медведихе». О каждом придется сказать отдельно.
Отрывок сцены из «Русалки» (черновики) — диалог княгини и мамки написан стихами двоякого вида: начало — первые восемь стихов, реплика мамки — короткие двухударные стихи:
Княгиня, княгинюшка,
Дитя мое милое...
и т. д.
Остальные двадцать семь стихов (две реплики княгини и два ответа мамки) написаны длинным, в основном четырехударным, стихом. Приведем полностью последний отрывок:
— Ах, нянюшка, нянюшка, милая моя —
Как мне не тужить, как веселой быть?
Была я в девицах, друг любил меня,
Вышла за него, разлюбил меня.
Бывало, дружок мой целый день сидит
Супротив меня, глядит на меня,
Глядит на меня, не смигивает,
Любовные речи пошептывает,
А ныне дружок мой ни свет ни заря
Разбудит меня да сам на коня,
Весь день по гостям разгуливает.
Приедет, не молвит словечушка мне
Он ласкового, приветливого.
— Дитя мое, дитятко, не плачь, не тужи,
Не плачь, не тужи, сама рассуди:
Удалый молодчик, что вольный петух —
Мах, мах крылом — запел, полетел,
А красная девица, что наседочка:
Сиди да сиди, цыплят выводи.
— Уж нет ли у него зазнобы какой?
Уж нет ли на меня разлучницы?
— Полно те, милая, сама рассуди:
Ты всем-то взяла, всем-то хороша.
Лица красотой, умом-разумом,
Лебединою походочкой,
Соловьиной поговорочкой,
Тихим ласковым обычаем.
Что за ритм в этих стихах? Нельзя ли предположить, что это стих, аналогичный стиху «Песен западных славян», то есть дольник, что здесь так же равномерно распределены главные ударения, промежутки между этими ударениями изохронны и течение отдельных слогов то ускоряется, то замедляется? Попробуем разметить по этому принципу несколько первых стихов.
Ах, нянюшка, нянюшка, милая моя —
Ù Ú U U Ú U U Ú UU UÚ
Как мне не тужить, как веселой быть?
Ú U U U Ú Ú U Ú U Ú
Была я в девицах, друг любил меня,
U Ú U U Ú U Ú U Ú U Ú
Вышла за него, разлюбил меня.
Ú U U U Ú U U Ú U Ú
Бывало, дружок мой целый день сидит
U Ú U U Ú Ù Ú U Ú U Ú
Супротив меня, глядит на меня,
U U Ú U Ú U Ú U U Ú
Глядит на меня, не смигивает,
U Ú U U Ú U Ú U U U
Любовные речи пошептывает...
U Ú U U Ú U U Ú U U U
|