Пушкин  
Александр Сергеевич Пушкин
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие.»
О Пушкине
Биография
Хронология
Герб рода Пушкиных
Семья
Галерея
Памятники Пушкину
Поэмы
Евгений Онегин
Стихотворения 1813–1818
Стихотворения 1819–1822
Стихотворения 1823–1827
Стихотворения 1828–1829
Стихотворения 1830–1833
Стихотворения 1834–1836
Хронология поэзии
Стихотворения по алфавиту
Коллективные стихи
Проза
Повести Белкина
Драмы
Сказки
Заметки и афоризмы
Автобиографическая проза
Историческая проза
История Петра
История Пугачева
Письма
Деловые бумаги
Статьи и заметки
Публицистика
Переводы
Статьи о Пушкине
  Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина
  Бонди С.М. Поэмы Пушкина
  Бонди С.М. Сказки Пушкина
  Бонди С.М. Историко-литературные опыты Пушкина
  Бонди С.М. «Моцарт и Сальери»
  Бонди С.М. Памятник
  Брюсов В.Я. Почему должно изучать Пушкина?
  Брюсов В.Я. Медный всадник
  Булгаков С. Жребий Пушкина
  Булгаков С. Моцарт и Сальери
  Даль В.И. Воспоминания о Пушкине
  Достоевский Ф.М. Пушкин
  Мережковский Д. Пушкин
  Бонди С.М. Драматургия Пушкина
  Бонди С.М. Народный стих у Пушкина
  … Часть 1
  … Часть 2
  … Часть 3
  … Часть 4
  … Часть 5
  … Часть 6
  … Часть 7
  … Часть 8
  … Часть 9
… Сноски
  Бонди С.М. Пушкин и русский гекзаметр
  Бонди С.М. Рождение реализма в творчестве Пушкина
  В. Розанов. А.С. Пушкин
  В. Розанов. Кое-что новое о Пушкине
  В. Розанов. О Пушкинской Академии
  Розанов. Пушкин и Лермонтов
  Розанов. Пушкин в поэзии его современников
  Шестов. А.С. Пушкин
  Якубович Д. Пушкин в библиотеке Вольтера
  Устрялов Н.В. Гений веков
  Стефанов О. Мотивы совести и власти в произведениях Пушкина, Софокла и Шекспира
Стихи о Пушкине, Пушкину
Словарь миф. имен
Ссылки
Карта сайта
 

Статьи » Бонди С.М. Народный стих у Пушкина

Сноски

1 Б. И. Ярхо, П. К. Романович, Н. В. Лапшина. Метрический справочник к стихотворениям Пушкина, M., «Academia», 1934.

2 «Храбрый» — вместо существительного — явный перевод французского выражения «le brave».

3 В схеме знаком Ú обозначены два главных ударения в стихе этого размера, образующих ритмический каркас стиха и повторяющихся во всех стихах на третьем и седьмом слогах; знаком Ù обозначены второстепенные ударения в стихе, которые без нарушения или изменения основного ритма могут свободно пропускаться. В стихе «Царь турецкий и не думает» — второстепенные ударения пропущены на пятом и девятом слогах; в стихе «Наступил уже решенья день» — на первом слоге; в стихе «Торжествуют победители» отсутствуют все второстепенные ударения (на первом, пятом и девятом слогах).

4 То есть на деле же.

5 А. X. Востоков. Опыт о русском стихосложении, с. 117.

6 А. X. Востоков. Опыт о русском стихосложении, c. 116.

7 «Песни, собранные П. В. Киреевским», М., изд. Общества любителей российской словесности, вып. 2, ч. I, с. 65, с. 1403.

8 А. X. Востоков. Опыт о русском стихосложении, с. 110, 111.

9 См. описание выше.

10 Для этого размера (трехстопного хорея) характерно чередование приведенной в схеме формы с иной, где отсутствует главное ударение на первом слоге:

«Разыграйтесь, девицы...»
  U U   Ú  U      Ú U U

11 Не нужно доказывать здесь этого бесспорного положения. Оно ясно устанавливается непосредственным ритмическим чувством.

12 Б. М. Томашевский. Строфика Пушкина. — «Пушкин. Исследования и материалы», т. 2, 1958.

13 «Рукописи А. С. Пушкина, хранящиеся в Румянцевском музее в Москве». — «Русская старина». СПб., 1884, июль, с. 40, 41.

14 См.: «Планы «Бовы». — Пушкин. Полн. собр. соч. в 17-ти томах, т. 5. M., Изд-во АН СССР, 1948, с. 663, 664; наброски начал — там же, с. 553.

15 См.: Б. Томашевский. Из пушкинских рукописей. — «Литературное наследство», т. 16-18. M., Изд-во АН СССР, 1934, с. 274 — 280; снимок с рукописи см. там же, с. 283.

16 Небольшое несовпадение размера этого стиха со стихом «Уж как пал туман...», состоящее в том, что на пятом слоге вместо ударения («...туман») Пушкин поставил безударное дактилическое окончание слова «Гостомыслову», отмечено самим Пушкиным двойным обозначением в схеме.

17 История этого собирания прекрасно разобрана в комментарии М. А. Цявловского к записям народных песен Пушкина в книге «Рукою Пушкина», с. 433 — 438.

18 М. А. Цявловский. Рукою Пушкина, с. 438.

19 А. X. Востоков. Опыт о русском стихосложении, с. 138.

20 «Исторический вестник», кн. XII, 1883, с. 533 — 551.

21 Так у Пушкина.

22 M. A. Цявловский. Рукою Пушкина, с. 153, 154.

23 «Рассказы о Пушкине». Под ред. М. А. Цявловского. М., Изд. М. и С. Сабашниковых, 1925, с. 52 — 53.

24 И. Прач. Собрание русских народных песен, ч. I. СПб., 1815, с. 30.

25 Я  ж  пойду  погуляю.
         —́      —̀ —́    Ù U —́Ù

26   Сделаю   три   гудочка.
            —́ Ù U  —́ —̀    —́  Ù

27 Стих с ритмическим перебоем.

28 С. Бобров. Трехдольный паузник у Пушкина. — В кн.: «Новое в стихосложении Пушкина». М., 1915.

29 Прав ли С. Бобров, будет сказано дальше.

30 О равенстве промежутков между ударениями нет прямого указания в статье С. Боброва, но вся его теория пауз и квартолей предполагает это.

31 Ударения в приведенных примерах на словах «Никто...», «Будь...», «Здравствуй...» являются побочными или сверхсхемными ударениями; главные, основные ударения в этих стихах падают на третий слог с начала.

32 «Сказка о рыбаке и рыбке» написана тем же стихом, что и «Песни западных славян».

33 Эти паузы, не фиктивные, а реальные, возникают в стихе при столкновении рядом стоящих двух главных ударений, обычно — первого и второго.

34 В. Г. Белинский считал, что текст «Русалки» задуман как либретто для оперы.

35 Трудно было бы предположить, что у Пушкина был какой-то напев, музыкальный мотив, на который он сочинял данные стихи. Это почти невероятно.

36

Лебединою походочкой,
Соловьиной поговорочкой,
Тихим, ласковым обычаем.

37 Все-то он щетинится.

38 Села боярыня медведица под белой березою.

39 Почему некоторые исследователи и называют его рубленой прозой.

40 Второй стих этой пары явным образом весь написан только для эффектной рифмы. Это в данном случае вовсе не является недостатком, наоборот, Пушкин прекрасно здесь воспроизводит стилистические особенности народного прототипа этого стиха — раешного или лубочного.

41 Л. Поливанов в статье ко 2-му тому Сочинений А. С. Пушкина (М., 1892, с. 228) приводит следующий образец лубочного стиха:

Немец нанял себе батрака,
Деревенского мужика,
Чтобы год ему служил,
Не пьянствовал, а воду только пил.
— Не много тебе будет работы,
Иной даром бы пошел из охоты —
И дома бы сидеть...

42 Сочинения А. С. Пушкина, т. 2, изд. Л. Поливанова. М., 1892, с. 228.

Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я   
 
 
       Copyright © 2017 GVA Studio - AS-Pushkin.ru  |   Контакты