Пушкин  
Александр Сергеевич Пушкин
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие.»
О Пушкине
Биография
Хронология
Герб рода Пушкиных
Семья
Галерея
Памятники Пушкину
Поэмы
Евгений Онегин
Стихотворения 1813–1818
Стихотворения 1819–1822
Стихотворения 1823–1827
Стихотворения 1828–1829
Стихотворения 1830–1833
Стихотворения 1834–1836
Хронология поэзии
Стихотворения по алфавиту
Коллективные стихи
Проза
Повести Белкина
Драмы
Сказки
Заметки и афоризмы
Автобиографическая проза
Историческая проза
История Петра
История Пугачева
Письма
Деловые бумаги
Статьи и заметки
Публицистика
Переводы
Статьи о Пушкине
  Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина
  Бонди С.М. Поэмы Пушкина
  Бонди С.М. Сказки Пушкина
  Бонди С.М. Историко-литературные опыты Пушкина
  Бонди С.М. «Моцарт и Сальери»
  Бонди С.М. Памятник
  Брюсов В.Я. Почему должно изучать Пушкина?
  Брюсов В.Я. Медный всадник
  Булгаков С. Жребий Пушкина
  Булгаков С. Моцарт и Сальери
  Даль В.И. Воспоминания о Пушкине
  Достоевский Ф.М. Пушкин
  Мережковский Д. Пушкин
  Бонди С.М. Драматургия Пушкина
  Бонди С.М. Народный стих у Пушкина
  Бонди С.М. Пушкин и русский гекзаметр
  … Часть 1
  … Часть 2
  … Часть 3
  … Часть 4
  … Часть 5
  … Часть 6
  … Часть 7
  … Часть 8
  … Часть 9
  … Часть 10
… Сноски
  Бонди С.М. Рождение реализма в творчестве Пушкина
  В. Розанов. А.С. Пушкин
  В. Розанов. Кое-что новое о Пушкине
  В. Розанов. О Пушкинской Академии
  Розанов. Пушкин и Лермонтов
  Розанов. Пушкин в поэзии его современников
  Шестов. А.С. Пушкин
  Якубович Д. Пушкин в библиотеке Вольтера
  Устрялов Н.В. Гений веков
  Стефанов О. Мотивы совести и власти в произведениях Пушкина, Софокла и Шекспира
Стихи о Пушкине, Пушкину
Словарь миф. имен
Ссылки
 

Статьи » Бонди С.М. Пушкин и русский гекзаметр

Сноски


1 A. Мейе. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. M. — Л., Соцэкгиз, 1938, с. 161.

2 Там же.

3 Там же, с. 164.

4 Там же.

5 «Естественно, отношение краткого слога к долгому не всегда соответствовало отношению 1 : 2... Уже древние музыканты обратили внимание на то, что не все долгие слоги имеют равную длительность... Однако в ритмике установлено постоянное отношение долгого слога к краткому, как 2:1» (Christ. Metrik der Griechen und Römer. 2. Aufl. Lpz., 1879). Помимо наиболее часто встречающегося «нормального» ритмического отношения долгого к короткому слогов (2:1), в греческой и латинской метрике существуют и другие соотношения длительностей в «лирических» размерах, в хорах трагедии и комедии и т. п.: 3 : 1, 4 : 1 и т. д. или еще более сложные в случаях так называемых иррациональных стоп. Но для нашей темы (о гекзаметре) это не имеет значения.

6 См.: Л. В. Щерба. Русские гласные в количественном и качественном отношении. СПб., 1910.

7 Долгий слог обозначается знаком « — »; короткий — знаком «U».

8 Здесь указана общепринятая, традиционная характеристика ритма античного гекзаметра. У новых стиховедов встречается и иное понимание ритма этого стиха. Например, Ф. Заран пишет («Deutsche Verslehre», 1907, с. 329): «Мне вообще кажется несколько сомнительным, чтобы гомеровский гекзаметр по впечатлению, которое он создает, надо было действительно считать за стих genos iison (то есть четырехдольный ритм. — С. Б.). Несомненно, греки чувствовали дактиль как самостоятельную (неделимую? — С. Б.) стопу. Счет «мор» (долей. — С. Б.) в этом стихе, который дают античные метрики, не имеет значения. Он является чисто бумажным. Возможно, что основным размером и гомеровского стиха (как и немецкого дактиля. — С. Б.) был или , но только с более отчетливым протяжением сильного времени», то есть первого слога. Не входя в обсуждение этого предположения, укажем, что, если бы даже это и было верно, в настоящей работе о русском, а не греческом, гекзаметре все равно надо было бы исходить из общепринятого представления о ритме гекзаметра, так как именно это традиционное понимание ритма стремились воспроизвести поэты и русском стихе.

9 В. Тредьяковский. Собр. соч., Л., «Советский писатель», 1935, с. 336.

10 Античный пентаметр, как принято понимать этот размер, представляет собой тот же гекзаметр, те же шесть стоп (дактиля или спондея), но в третьей и в шестой стопах после первого долгого слога следует не два кратких или одни долгий слог, а пауза, молчание:

— U U — U U — /\ /\ — U U —U U — /\ /\

значок V-это пауза).

11 В. Тредьяковский. Способ к сложению российских стихов, против выданного в 1735 годе исправленный и дополненный, член III, о стихе гексаметре дактило-хореическом (см.: Сочинения Тредьяковского, т. I. СПб., изд. Смирдина, 1849, с. 138 — 141).

12 С. Бонди. Тредьяковский, Ломоносов, Сумароков. — См.: В. Тредьяковский. Собр. соч., с. 79 — 80.

13 «Тилемахида», песнь IV. — Сочинения Тредьяковского, т. II, ч. 1, с. 107.

14 Там же, с. 77.

15 В разбираемых стихах это понятие дуоли имеет заведомо несколько абстрактный характер. Нередко в живом произнесении такой двухсложной группы среди трехсложных налицо оказывается или пауза, заменяющая недостающий слог, или растяжение вдвое ударенного слога...

Однако нельзя признать правильным введение этих пауз и удлинений в ритмическую схему самого стиха, как это делает в аналогичных случаях С. Бобров («Трехдольный паузник у Пушкина» в книжке «Новое в стихосложении Пушкина». М., 1915) или А. Квятковский (во всех своих работах). Следует различать ритм самого стиха (несколько абстрактную величину) от вполне конкретного и часто субъективного ритма произнесения стиха.

16 Взяв сравнение из музыки, можно сказать, что ритм античного дактиля соответствует маршу, а русского (и немецкого) — вальсу.

17 Ср. у В. Жирмунского «Введение в метрику». Л., «Academia», 1925, с. 225 — 226.

18 Выразительный подбор звуков!

19 Ср.: С. Бонди. Тредьяковский, Ломоносов, Сумароков. — В. Тредьяковский. Собр. соч., с. 56, 57.

20 М. А. Дмитриев. Мелочи из запаса моей памяти. — «Русский архив», М., 1869, с. 166.

21 Вероятно, то был И. И. Дмитриев, дядя мемуариста. Ср. в предисловии Пушкина ко 2-му изданию «Руслана и Людмилы» ироническое употребление того же выражения: «...мнение одного из увенчанных первоклассных отечественных писателей» (о Дмитриеве).

Взгляды Карамзина, очевидно, иные. Ср. в письме его к тому же И. И. Дмитриеву (1788) — цитировано В. Жирмунским («Введение в метрику», с. 229): «...пожалуй, пой дактилями и хореями, греческими гекзаметрами, а не ямбическими шестистопными стихами, которые для героических поэм и весьма утомительны. Будь нашим Гомером, а не Вольтером».

Страница :    << [1] 2 3 > >
Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я   
 

 
       Copyright © 2024 - AS-Pushkin.ru