5
Роль цезуры в стихах античных, а также тонических, состоит в членении стиха на части, в выделении наряду со стихом (обозначающимся обычно отдельной строкой) подчиненных подразделений внутри стиха: полустиший и т. п. Цезура отмечается то фразовой паузой, то просто границей между двумя синтаксическими и интонационными группами. При этом для ощущения цезуры достаточно, чтобы в соответствующем месте оканчивалось слово, хотя бы интонационная связь его со следующим словом была такова, что никакого перерыва в речи, в интонации не образуется.
Не приводя полностью всех видов цезур, констатируемых стиховедами в гекзаметре (частью действительных, частью мнимых), мы укажем только наиболее существенные.
При помощи цезур стих гекзаметра может делиться: а) на две части, б) на три части.
На две части стих делится, во-первых, цезурой, стоящей после «тезиса» («сильного времени») третьей стопы — так называемая «пятиполовинная» цезура («penthemimeres»).
Гнев, | богиня, | воспой | || | Ахиллеса, | Пелеева | сына. |
Ú | U|Ú U | U| Ú |
|| | U U| Ú U | U| ÚUU| | Ú U |
Ритмический смысл этой цезуры в том, что стих ею рассекается на две части противоположного ритмического движения: первая часть — дактилическая начинается с ударения, образует так называемый нисходящий ритм:
Гнев, | богиня, | воспой, | — |
Ú | U Ú U | U Ú |
а вторая часть — анапестическая, начинается с безударных слогов — ритм восходящий:
Ахиллеса, | Пелеева | сына. |
U U Ú U | U ÚUU | Ú U |
Эта последовательность в одном стихе двух контрастирующих полустиший придает стиху внутреннее ритмическое движение, внутреннюю энергию — стих пружинит.
Аналогичный эффект возникает в случае, когда в третьей стопе не чистый дактиль, а спондей (в античном) или хорей в русском и немецком стихе. Здесь остается такое же энергичное начало на ударении и энергичный конец первого полустишия тоже на ударенном слоге.
Старец! | Чтоб | я | никогда | || | тебя | не | видал | пред | судами. |
Ú U | U| | Ú | U U| Ú |
|| | U|Ú | U | U|Ú | U |
U| Ú U |
Несколько ослабленный ритмический эффект того же типа дает и еще один вид цезуры, делящий стих на две части: цезура падает также в третьей стопе (обязательно дактилической), но не непосредственно после ударенного слога, а дальше, после первого безударного (цезура «после третьего хорея» — kata triton trochaion).
Так | воспел | он, | моляся, | || | и | внял | Аполлон | сребролукий. |
Ú | U| Ú | U | U|Ú U |
|| | U | | Ú | U U| Ú |
U U| Ú U |
Здесь контраст мягче: первое полустишие имеет «женское» окончание, менее энергичное — trithemimeres:
Так | воспел | он | моляся, | — |
Ú | U Ú | U | U Ú U |
а второе — начинается с третьего безударного слога дактиля и тем самым гораздо теснее примыкает к предыдущему.
Совершенно иное движение в стихе, разделенном на три части двумя цезурами: первая падает после ударенного слога второй стопы (трехполовинная цезура — «trithemimeres»), a вторая после ударенного слога четвертой стопы (семиполовинная — «heft themimeres»).
С оного | дня | || | как | воздвигшие | брань | || | воспылали | враждою... |
Ú UU | | Ú | || | U |
U| Ú UU | | Ú | || |
U U|Ú U | U| ÚU |
Здесь тоже налицо контраст, противопоставление: первой части дактилического «нисходящего» ритма —
противопоставляются две последовательные группы с анапестическим (или в случае хорея — амфибрахическим) восходящим движением:
как | воздвигшие | брань | || | воспылали |
враждою...29 |
U | U Ú UU | Ú |
|| | U UÚ U | U ÚU |
Таким образом, шесть стоп гекзаметра делятся цезурами или на две группы по три стопы, или на три группы по две «стопы». Чередование стихов этих двух типов производит прекрасный ритмический эффект и создает разнообразие в движении гекзаметра. Этот эффект можно услышать, например, в следующем отрывке, где нечетные стихи состоят из трех частей (в первом стихе — не очень отчетливо), а четные — из двух, причем разнообразно меняются мужские и женские окончания клаузулы во всех цезурах.
Царь Ахиллес! || возвестить повелел ты, || любимец Зевеса.
Праведный гнев Аполлона, || далеко разящего бога,
Я возвещу, || но и ты согласись, || поклянись мне, что верно
Сам ты меня защитить || и словами готов, и руками.
|