Пушкин  
Александр Сергеевич Пушкин
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие.»
О Пушкине
Биография
Хронология
Герб рода Пушкиных
Семья
Галерея
Памятники Пушкину
Поэмы
Евгений Онегин
Стихотворения 1813–1818
Стихотворения 1819–1822
Стихотворения 1823–1827
Стихотворения 1828–1829
Стихотворения 1830–1833
Стихотворения 1834–1836
Хронология поэзии
Стихотворения по алфавиту
Коллективные стихи
Проза
Повести Белкина
Драмы
Сказки
Заметки и афоризмы
Автобиографическая проза
Историческая проза
История Петра
История Пугачева
Письма
Деловые бумаги
Статьи и заметки
Публицистика
Переводы
Статьи о Пушкине
  Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина
  Бонди С.М. Поэмы Пушкина
  Бонди С.М. Сказки Пушкина
  Бонди С.М. Историко-литературные опыты Пушкина
  Бонди С.М. «Моцарт и Сальери»
  … Часть 1
… Часть 2
  … Часть 3
  … Часть 4
  … Часть 5
  … Часть 6
  … Часть 7
  … Часть 8
  … Примечания
  Бонди С.М. Памятник
  Брюсов В.Я. Почему должно изучать Пушкина?
  Брюсов В.Я. Медный всадник
  Булгаков С. Жребий Пушкина
  Булгаков С. Моцарт и Сальери
  Даль В.И. Воспоминания о Пушкине
  Достоевский Ф.М. Пушкин
  Мережковский Д. Пушкин
  Бонди С.М. Драматургия Пушкина
  Бонди С.М. Народный стих у Пушкина
  Бонди С.М. Пушкин и русский гекзаметр
  Бонди С.М. Рождение реализма в творчестве Пушкина
  В. Розанов. А.С. Пушкин
  В. Розанов. Кое-что новое о Пушкине
  В. Розанов. О Пушкинской Академии
  Розанов. Пушкин и Лермонтов
  Розанов. Пушкин в поэзии его современников
  Шестов. А.С. Пушкин
  Якубович Д. Пушкин в библиотеке Вольтера
  Устрялов Н.В. Гений веков
  Стефанов О. Мотивы совести и власти в произведениях Пушкина, Софокла и Шекспира
Стихи о Пушкине, Пушкину
Словарь миф. имен
Ссылки
Карта сайта
 

Статьи » Бонди С.М. «Моцарт и Сальери»

2


Замысел «Маленьких трагедий» возник у Пушкина в начале 1826 года, тотчас же после окончания «Бориса Годунова». В этой драме Пушкин с необычайной проницательностью, силой и художественной убедительностью показал «в драматической форме одну из самых драматических эпох нашей истории» — первый период так называемого «смутного времени»...

Тема «Бориса Годунова» была чисто политическая и социальная (роль народа в исторических событиях, реакция крестьянства на введение Годуновым крепостного права и т. д.). Этой политической и социальной теме подчинено все содержание трагедии, ее сюжет, ее композиция, развитие действия... Психология действующих лиц, как главных, так и второстепенных, показана лишь в той степени, в какой это необходимо для полного понимания их политической и исторической роли. Это прекрасно видно из слов Пушкина в письме к Вяземскому, написанном 13 сентября 1825 года, еще в процессе работы над «Борисом Годуновым». Вяземский написал Пушкину, что Карамзин очень доволен тем, что Пушкин пишет трагедию о Борисе Годунове (ни он, ни Вяземский не знали ни содержания, ни «плана» пушкинской пьесы). Карамзин через Вяземского советовал Пушкину «иметь в виду в начертании характера Борисова дикую смесь: набожности и преступных страстей. Он беспрестанно перечитывал Библию и искал в ней оправдания себе. Эта противоположность драматическая!»5. «...Благодарю тебя и за замечание Карамзина о характере Бориса, — писал Пушкин в ответном письме. — Оно мне очень пригодилось. Я смотрел на него (на Бориса. — С. Б.) с политической точки, не замечая поэтической его стороны; я его засажу за евангелие, заставлю читать повесть об Ироде и тому подобное...» (X, 182).

Таким образом, Пушкин сознавал, что Бориса в своей пьесе он показывал только как политического деятеля, а более глубокое изображение личной психологии царя и ее противоречий («драматической противоположности», по выражению Вяземского, или «поэтической стороны», как называет это Пушкин) не входило в его планы.

Но вот под влиянием советов Карамзина он решил было углубить и развить тему сложности характера Годунова... Однако, видимо, очень скоро он от этого решения отказался, и в трагедии его Борис не читает «повесть об Ироде и т. п.». Пьеса осталась целиком политической6.

Между тем потребность написать драматическое произведение не о политических событиях, а об личной психологии, не о «судьбе народной», а о «судьбе человеческой» возникла у Пушкина тотчас после окончания «Бориса Годунова». К 1826 году относится известный список драматических замыслов Пушкина77, из которых он осуществил только три: «Скупой» («Скупой рыцарь»), «Моцарт и Сальери» и «Дон Жуан» («Каменный гость»).

Мне приходилось уже писать о главной особенности этих замыслов «Маленьких трагедий», особенности, которая обнаруживается и в написанных трех пьесах8: о необыкновенной остроте психологического конфликта, отразившейся иной раз в самих заглавиях, где объединяются резко контрастные понятия: «Пир во время чумы», «Влюбленный — бес», «Скупой — (не мещанин, купец, а) рыцарь»9. Это связано, как мне кажется, с основной задачей, ставшей перед Пушкиным-драматургом после написания «Бориса Годунова»: показать такие глубины человеческой психологии, которые до тех пор еще не были отражены в литературе и в театре, почти патологические крайности человеческих переживаний, страстей, которые раскрываются редко, в особо напряженной, трагической ситуации...

Пушкин восхищался «многосторонностью» и «разнообразием» характеров персонажей драм Шекспира: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, — типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры...»10 Эту широту и многосторонность психологии действующих лиц (в противоположность некоторой однолинейности, схематизму классического театра) Пушкин осуществил в своем «Борисе Годунове», указывая позже, что это сделано было под влиянием Шекспира: «...Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров...»11 Теперь же в «Маленьких трагедиях» Пушкин стремился уже, как сказано выше, к раскрытию не широты человеческой психики, а ее глубины.

Отсюда и острота конфликтов, необычность сюжетных ситуаций — и ряд новых (по сравнению с «Борисом Годуновым») формальных особенностей пьес ...

Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я   
 
 
       Copyright © 2017 GVA Studio - AS-Pushkin.ru  |   Контакты