Пушкин  
Александр Сергеевич Пушкин
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие.»
О Пушкине
Биография
Хронология
Герб рода Пушкиных
Семья
Галерея
Памятники Пушкину
Поэмы
Евгений Онегин
Стихотворения 1813–1818
Стихотворения 1819–1822
Стихотворения 1823–1827
Стихотворения 1828–1829
Стихотворения 1830–1833
Стихотворения 1834–1836
Хронология поэзии
Стихотворения по алфавиту
Коллективные стихи
Проза
Повести Белкина
Драмы
Сказки
Заметки и афоризмы
Автобиографическая проза
Историческая проза
История Петра
История Пугачева
Письма
Деловые бумаги
Статьи и заметки
Публицистика
Переводы
Статьи о Пушкине
  Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина
  Бонди С.М. Поэмы Пушкина
  Бонди С.М. Сказки Пушкина
  Бонди С.М. Историко-литературные опыты Пушкина
  Бонди С.М. «Моцарт и Сальери»
  Бонди С.М. Памятник
  Брюсов В.Я. Почему должно изучать Пушкина?
  Брюсов В.Я. Медный всадник
  Булгаков С. Жребий Пушкина
  Булгаков С. Моцарт и Сальери
  Даль В.И. Воспоминания о Пушкине
  Достоевский Ф.М. Пушкин
  Мережковский Д. Пушкин
  Бонди С.М. Драматургия Пушкина
  Бонди С.М. Народный стих у Пушкина
  … Часть 1
  … Часть 2
  … Часть 3
  … Часть 4
  … Часть 5
… Часть 6
  … Часть 7
  … Часть 8
  … Часть 9
  … Сноски
  Бонди С.М. Пушкин и русский гекзаметр
  Бонди С.М. Рождение реализма в творчестве Пушкина
  В. Розанов. А.С. Пушкин
  В. Розанов. Кое-что новое о Пушкине
  В. Розанов. О Пушкинской Академии
  Розанов. Пушкин и Лермонтов
  Розанов. Пушкин в поэзии его современников
  Шестов. А.С. Пушкин
  Якубович Д. Пушкин в библиотеке Вольтера
  Устрялов Н.В. Гений веков
  Стефанов О. Мотивы совести и власти в произведениях Пушкина, Софокла и Шекспира
Стихи о Пушкине, Пушкину
Словарь миф. имен
Ссылки
Карта сайта
 

Статьи » Бонди С.М. Народный стих у Пушкина

6

Ритм стиха «Песен западных славян» имеет в науке несколько различные объяснения.

С. Бобров28 первый предложил в свое время законченное объяснение ритма этого стиха. Его концепция вкратце сводится к следующему.

Основной нормальный тип стиха «Песен западных славян» — это трехстопный анапест с женским окончанием:

Но  никто барабанов  не слышит...
  U    U  Ú    U U  Ú U    U    Ú   U

Наличие лишних ударений, сверх этих трех главных, не меняет, по существу, ритма стиха, например:

И  в Стамбул  отослать ее  хочет...
U         U    Ú    U U  Ú   UÙ   Ú U

Люди спят, королю лишь не спится...
  Ù  U     Ú     U  U  Ú   U      U    Ú   U

Такой стих заключает в себе десять слогов. Но, помимо этого размера, в «Песнях западных славян» встречаются и другого вида стихи. Прежде всего, более краткосложные — из девяти слогов:

Короля султан осаждает...
  U U  Ú  U   Ú   U U   ÚU

Здесь — в месте пропуска, нехватки одного слога — очевидно, пауза, длительностью в один слог. Еще пример стиха с паузой (паузника):

Слышит/воет  ночная  птица...
    Ù   U   Ú U     U  ÚU /\ Ú U

Возможна пауза и в начале стиха:

Стамати был стар и бессилен.
/\ U Ú U    U      Ú  U  U  Ú U

Здесь анапест превращается в амфибрахий.

Возможна также двойная пауза, по длительности равная двум слогам:

Взад  и  вперед по палатам...
/\ /\Ú  U   U  Ú   U   U Ú U

Встречаются стихи, в которых более десяти слогов. Тогда между ударениями оказывается не два безударных, как нужно в анапесте, а три, образуется ритмическая группа не в три слога (два безударных и один ударный U U Ú), а в четыре (U U U Ú ), то есть так называемая квартоль.

В церкви божией гремят барабаны...
     Ù   U  Ú  U U   U Ú   U U Ú U

Лишь помилуй мне душу, Иисусе...
  U      U Ú U     U   Ú U  UU Ú U

Будь над Боснией моей ты властелином...
  U     U    Ú U U   U Ú  U   U U Ú U

Вот пример сочетания паузы в одной стопе с квартолью в другой:

Как потоки  осени  дождливой...
  U   U Ú U/\Ú U U  U   Ú U

Гораздо реже встречаются более длинные промежутки между ударениями, образующие группу в пять слогов (U U U U Ú), или квинтоль:

Басурмане  на  короля  наскочили...
  U U    Ú U   U     U U Ú    U  U Ú U

Таков анализ С. Боброва29. Этот стих он называет трехдольный паузник. Главная его мысль, таким образом, заключается в том, что ударные слоги расставлены в стихе на равных по времени расстояниях (промежутки между ударениями изохронны). Если число слогов в промежутке оказывается меньше нормального, то недостающее время заполняется паузой, если — больше, то течение слогов убыстряется, чтобы в то же время прошло вместо трех слогов четыре (квартоль) или пять слогов (квинтоль).

Возможно и другое толкование этого ритма.

Для Пушкина, воспитанного на классическом, «равномерном» стихосложении, основным в народном стихе должна была казаться именно его неравномерность, «неправильность». Он и стремился воспроизвести эту неправильность, неотшлифованность, вольность народной поэзии. Соблюдая одинаковость клаузул и трехударность, о которой он мог узнать из книги Востокова, Пушкин в остальном старался так строить его ритм, чтобы он не сбивался на классический книжный стих: то он загромождает стих ударениями, поставленными на ритмически «слабых» местах, то расставляет главные ударения на неравных расстояниях друг от друга, то увеличивает, то уменьшает число слогов и т. д.

Страница :    << [1] 2 3 4 5 6 > >
Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я   
 
 
       Copyright © 2017 GVA Studio - AS-Pushkin.ru  |   Контакты