Пушкин  
Александр Сергеевич Пушкин
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие.»
О Пушкине
Биография
Хронология
Герб рода Пушкиных
Семья
Галерея
Памятники Пушкину
Поэмы
Евгений Онегин
Стихотворения 1813–1818
Стихотворения 1819–1822
Стихотворения 1823–1827
Стихотворения 1828–1829
Стихотворения 1830–1833
Стихотворения 1834–1836
Хронология поэзии
Стихотворения по алфавиту
Коллективные стихи
Проза
Повести Белкина
Драмы
Сказки
Заметки и афоризмы
Автобиографическая проза
Историческая проза
История Петра
История Пугачева
Письма
Деловые бумаги
Статьи и заметки
Публицистика
Переводы
Статьи о Пушкине
  Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина
  Бонди С.М. Поэмы Пушкина
  Бонди С.М. Сказки Пушкина
  Бонди С.М. Историко-литературные опыты Пушкина
  Бонди С.М. «Моцарт и Сальери»
  Бонди С.М. Памятник
  Брюсов В.Я. Почему должно изучать Пушкина?
  Брюсов В.Я. Медный всадник
  Булгаков С. Жребий Пушкина
  Булгаков С. Моцарт и Сальери
  Даль В.И. Воспоминания о Пушкине
  Достоевский Ф.М. Пушкин
  Мережковский Д. Пушкин
  Бонди С.М. Драматургия Пушкина
  Бонди С.М. Народный стих у Пушкина
  Бонди С.М. Пушкин и русский гекзаметр
  Бонди С.М. Рождение реализма в творчестве Пушкина
  В. Розанов. А.С. Пушкин
  В. Розанов. Кое-что новое о Пушкине
  В. Розанов. О Пушкинской Академии
  Розанов. Пушкин и Лермонтов
  Розанов. Пушкин в поэзии его современников
… Часть 1
  … Часть 2
  … Часть 3
  … Часть 4
  … Часть 5
  … Часть 6
  … Часть 7
  … Примечание издателя
  Шестов. А.С. Пушкин
  Якубович Д. Пушкин в библиотеке Вольтера
  Устрялов Н.В. Гений веков
  Стефанов О. Мотивы совести и власти в произведениях Пушкина, Софокла и Шекспира
Стихи о Пушкине, Пушкину
Словарь миф. имен
Ссылки
 

Статьи » Розанов. Пушкин в поэзии его современников

I


Собирание и изучение стихов о Пушкине имеет своеобразный и немаловажный интерес, хотя к сожалению до сих пор этому делу уделяется меньше внимания, чем оно того заслуживает. Совершенно очевидно, что многи‡ произведений Пушкина нельзя понять и оценить без рассмотрения тех стихотворений его современников, с которыми они непосредственно перекликаются. Нечего уже говорить об ответных посланиях Пушкина (напр. Я. Толстому, Готовцевой, Гульянову и т. д. ), требующих необходимых разъяснений о том, на что же именно они являются ответом. Но и помимо этого в произведениях Пушкина разбросано много беглых указаний и намеков на личные и литературные отношения, требующих расшифровки. И часто такой разъясняющий материал комментаторы находят, обратившись к поэтическому окружению Пушкина. Такие партизанские разыскания, производимые отдельными комментаторами, конечно очень нужны и полезны, но ограничиваться этим невозможно.

Однако это только одна сторона вопроса. Стихи о Пушкине заслуживают систематического и планомерного изучения и по той еще причине, что они являются исключительно благодарным материалом для разработки вопросљ об освоении произведений Пушкина в сознании массового читателя эпохи. В этом плане они дают не менее (а иногда и более) данных, чем соответствующие отклики профессиональной критики.

Первыми обратили на это внимание библиографы Межов њ«Puschkiniana», СПБ., 1886 г.) и Пономарев («Пушкин в родной поэзии», СПБ., 1888). С этого же времени, т. е. с конца 80-х годов, стали появляться и сборники стихов о Пушкине, очень неполные и случайные по составу и потому не представляющие историко-литературного интереса. Составители их — Соколов, Божерянов и более поздние: Колчин, Аралова — или не ставили себе серьезных заданий, или были не в силах их осуществить, как например Аралова («Русские поэты о Пушкине», СПБ., 899), заявлявшая в предисловии, что цель ее была собрать в одной книге «более или менее все, что сказали о Пушкине в стихах современные ему и позднейшие поэты». Для этой цели она производила разыскания по журналам и собраниям произведений различных писателей, что, по ее словам, потребовало «не мало времени и труда». В критику при этом составительница «вовсе не вдавалась», вполне справедливо считая, что и слабое по форме стихотворение может представлять интерес для будущих исследователей историко-литературных вопросов, связанных с именем Пушкина. В результате составился сборничек в 38 стихотворений. И это за громадный промежуток с 1815 года по 1899 год! Уже одна эта мизерность числа показывает, что составительница не представляла себе всей грандиозности поставленной перед собой задачи. Она не использовала даже библиографических указателей Межова и Пономарева, где было около 120 номеров стихотворений.

Первым, кто, осозна≫большое историко-литературное значение» такого собирательства, серьезно и энергично принялся за осуществление этого дела, был Каллаш. В том же юбилейном году и под тем же заглавием, как Аралова, он выпускает свой сборник, куда включает не только стихотворения, целиком относящиеся к Пушкину, но и отдельные места и упоминания о нем в других произведениях, а также пародии и явные подражания, словом, намеревался дать исчерпывающий материал. Кроме того, что имелось в указателях Межова и Пономарева, он поместил еще 94 стихотворения за тот же период, пропущенных указанными библиографами. Но и он поддался наивному самообольщению, думая, что им охвачен почти весь материал. «За указание пропусков, — заявлял он, — будем очень благодарны критике, хотя смеем думать, что их не так уж много».

Сейчас же после выхода в свет книги Каллашу пришлось, по его собственному признанию (см. его «Puschkiniana», в. I, стр. 40), раскаяться в этих словах. Ряд пропусков указан ему был другими, но еще больше стал он находить сам, продолжая свои розыски по журналам и стихотворным сборникам. Через несколько лет, подводя итоги пушкинскому столетнему юбилею, он нашел возможным в двух выпусках своей «Пушкинианы», вышедших в 1902 и в 1903 гг., дать не только собрание стихов юбилейного года, но и существенные дополнения к материалу своей первой книги; но теперь он обнаружил у себя уже 213 произведений, пропущенных в его собственном сборнике, т. е. более чем вдвое по сравнению с числом пропусков, обнаруженным им ранее у Пономарева, и задачу свою не считал уже законченной, но предполагал близкую осуществимость ее полного разрешения. «В ряде дополнений мы добьемся не только относительной, — заявлял он («Puschkiniana», в. II, стр. 101), — но и абсолютной полноты».

В 5-м выпуске академического издания «Пушкин и его современники» он начал публиковать свои дополнения (помещено еще 5 стихотворений), но потом очевидно отвлекся другими заданиями.

Каллаш не ограничился только содержанием материала и кратким комментированием его; он первый начал и разработку этого материала в статье «Поэтическая оценка Пушкина современниками». К сожалению эту статью нельзя не признать односторонней и методологически неправильной.

Первая цель нашей работы — дать библиографический список дополнений к Каллашу. Некоторые пропуски у него (напр. отсутствует «Сашка» Полежаева) объясняются простым недосмотром, другие объясняются неимением под руками соответствующих источников: некоторых редких изданий он очевидно не просматривал; наконец несколько стихотворений найдены нами в рукописи и до сих пор в печати не появлялись.

Вторая наша цель — дать некоторые выводы и общие наблюдения, которые сами собой напрашиваются при просмотре грандиозного материала, собранного Каллашом.

Мы ограничиваем пока свою задачу только стихотворениями до 1840 г.

Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я   
 

 
       Copyright © 2024 - AS-Pushkin.ru